- На чём основана идея инклюзивного образования
- В чём преимущества инклюзивной модели образования
- Плюсы для детей с ОВЗ и их родителей
- Плюсы для детей без ОВЗ
- Основные принципы инклюзивного образования
- Что должна сделать школа, чтобы реализовать эти принципы на практике
- Проблема внедрения инклюзивной системы
- Как можно эти проблемы решить
В нашей стране у каждого человека есть право на получение образования. Оно закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ). В нём же говорится о том, что это право не зависит от каких-либо ограничений по здоровью.
Один из способов обеспечить доступ к образованию детям с самыми разными особенностями здоровья и развития – это инклюзивное образование. Слово «инклюзия» в переводе с английского означает «включённость».
В 1994 году в Испании прошла Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам образования лиц с особыми потребностями. По её итогам стал использоваться термин «инклюзия».
Соответственно, инклюзивное образование – это включение всех детей в одну систему обучения.
На чём основана идея инклюзивного образования
Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.
То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.
Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.
- Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
- Каждый человек мыслит и способен на чувства.
- Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
- Люди нуждаются друг в друге.
- Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
- Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
- Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
- Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.
В чём преимущества инклюзивной модели образования
Инклюзия подразумевает выгоды для обеих сторон: и для детей с ОВЗ, и для детей без ОВЗ, которые учатся все вместе. Если процесс построен грамотно, то он приносит пользу.
Плюсы для детей с ОВЗ и их родителей
- Если раньше приходилось отдавать ребёнка в специализированную школу или интернат (а они чаще всего находятся не рядом с домом и даже не в одном населённом пункте), то теперь можно обучать ребёнка в школе по месту жительства. В этом смысле образование стало доступнее.
- Учёба в «реальной» школе способствует адаптации ребёнка к жизни в реальном мире. Коррекционные школы сильны своими методиками обучения, но их слабое место – изоляция от большого мира, от социума. Социализация в общеобразовательных школах эффективнее, чем в специализированных учреждениях. Она полнее отражает реальную жизнь в обществе.
- Индивидуальная программа обучения позволяет учесть особенности ребёнка, его трудности и потребности.
Есть и те, кто считает плюсы несущественными или невыполнимыми. Противники такой системы выступают за раздельное образование детей с ОВЗ и «нормальных» детей (как это было раньше). И основной их довод – качество обучения. Они считают, что при совместном обучении таких разных по способностям и возможностям учеников, качество этого обучения будет низким. Причём для обеих категорий детей.
Плюсы для детей без ОВЗ
- Совместные занятия помогут детям терпимо и с пониманием относиться к людям с ограниченными возможностями. Если они с детства будут видеть рядом таких людей, то это станет нормой, а не поводом показывать пальцем, удивляться и сторониться.
- Соседство с «особенными» детьми научит состраданию, взаимопомощи и видению мира в его многообразии.
Основные принципы инклюзивного образования
Чтобы перечисленные плюсы действительно воплощались в жизнь, и детям было комфортно учиться в одном классе, процесс должен быть построен с учетом главных принципов инклюзии.
- Децентрализация: педагогические ресурсы доставляются к ребёнку, а не ребёнок к ним.
- Регионализация: такая система обеспечивает ребёнку доступ к обучению по месту жительства.
- Реалистичность: ученик воспринимается таким, какой он есть, без преуменьшения или преувеличения его особенностей.
- Целостность интеграции: каждый ребёнок с ограниченными возможностями интегрируется в общий процесс обучения согласно его способностям.
- Нормализация социальной среды: люди с ограниченными возможностями стараются вести обычную жизнь, вписаться в общество, насколько это возможно.
- Коллективизм: каждый ученик такого класса участвует в общей деятельности, выполняет свою роль и имеет значимость для коллектива.
- Право выбора родителей детей с ограниченными возможностями: они могут выбирать между инклюзивным образованием и занятиями в специальном учреждении.
- Диалог: всё обсуждается – педагоги и родители взаимодействуют, общаются и корректируют линию поведения.
Что должна сделать школа, чтобы реализовать эти принципы на практике
Чтобы всё было так хорошо, как заявлено, от школы требуется много вложений: оборудование классов, обучение учителей. Так, для ребёнка с ОВЗ нужно разрабатывать индивидуальный учебный план по индивидуальной образовательной программе. В идеале – обеспечить ему психолого-педагогическое сопровождение во время учёбы. Образовательное учреждение должно проводить консилиумы по поводу ребёнка с ОВЗ, где будут выступать учителя, психологи школы, работающие с учеником и отмечающие прогресс или его отсутствие.
Для учителей такое обучение означает дополнительную нагрузку и повышение квалификации в области специального образования, социальной адаптации и реабилитации.
Более комфортно адаптация ребёнка к новым условиям может проходить при помощи тьютора – наставника, который объясняет, поддерживает, отвечает на вопросы и просто общается. Лучше, чтобы тьютор по возрасту был ближе к ребёнку, чем учителя, но старше его самого.
Особенности здоровья могут ограничивать мобильность ребёнка, поэтому школа должна обеспечить доступность классов и других помещений учреждения (устранить барьеры, организовать подъём на этаж при необходимости). А также сделать доступным сам образовательный процесс – оборудовать кабинеты нужной техникой.
В такие занятия активно должны включаться психологи или социальные педагоги для сплочения коллектива, налаживания контакта, обучения детей взаимодействию и взаимопомощи. Большую роль здесь играет пример учителя – то, как он относится к «особенному» ученику, как разговаривает, сколько уделяет внимание. Дружелюбие и толерантность учеников начинаются с учителя.
Внедрение и развитие этой системы требует вдумчивой подготовки, волевых решений со стороны руководства и проявления терпения и человеколюбия со стороны учителей. В таком случае эта система будет выполнять те высокие задачи, для которых её создали.
Проблема внедрения инклюзивной системы
Решение о внедрении инклюзивного образования в России было принято в 2016 году.
Если в мировой практике уже сложилась подобная более-менее успешная и стройная система, то в нашей стране пока существует ряд проблем. Ошибки и недочёты выявляются на практике, и это нормальный процесс. Самые распространённые среди них:
- Неготовность учителей к такому образованию. У многих педагогов нет соответствующих знаний, психологической подготовки, да и желания. Они придерживаются традиционной концепции раздельного обучения. Такой педагог ненароком может даже навредить «особенному» ребёнку необдуманным словом или демонстрацией своего отношения.
- Нехватка отечественного опыта, на который можно опереться. Отсутствие проверенных методик.
- Неготовность родителей здоовых детей принимать детей с ОВЗ и мириться с их совместным времяпровождением. А это никак не способствует ни социализации «особенных» детей, ни толерантности «нормальных».
- Минимальное финансирование не позволяет оборудовать школу и классы под потребности детей с ОВЗ. Материально-техническая база оставляет желать лучшего.
- Школьные медицинские работники не могут в должной мере оказывать помощь и поддержку детям с ОВЗ.
- Стереотипы, бытующие в сознании людей, к сожалению, приводят к негативным эмоциям педагогов и родителей здоровых детей по отношению к «особенным»: пренебрежение, опасение, настороженность, иногда даже брезгливость.
- Остаются проблемы дальнейшего трудоустройства, особенно у детей с тяжёлыми заболеваниями.
Включение ученика с ОВЗ в обычный класс – это дополнительная нагрузка на учителя, которого к этому не готовили. «Особенным» детям нужно больше внимания. К ним нужно найти подход. При этом дети, не имеющие нарушений, тоже ждут своего внимания, а учителю «не разорваться».
К сожалению, социальное неравенство между людьми с отклонениями здоровья и без них в нашей стране пока сильно. В быту, в обществе и в мышлении. Поэтому внедрение такой системы проходит не совсем гладко и эффективно.
Как можно эти проблемы решить
Если коротко, то поддержать учителей и родителей, обеспечить материальную базу школе. Нужно снизить нагрузку учителей, организовать их обучение по дефектологическим дисциплинам. А именно: уменьшить количество учеников в классе, заручиться поддержкой психологов, медиков и других непедагогических работников. Учитель массовой школы не владеет системой Брайля для слепых и слабовидящих, как и языком жестов для глухих и слабослышащих, особыми методами в работе с аутистами, навыками коммуникации с детьми с умственной отсталостью.
Также организовать работу с родителями, не оставлять их один на один с проблемами и страхами. Причём как родителей здоровых детей, так и детей с особыми образовательными потребностями. С первыми важно говорить о плюсах инклюзии, рассказывать об удачном опыте, пусть пока зарубежном. О том, что здоровых детей это учит ценить своё здоровье, мотивирует преодолевать трудности и лень. А что касается успеваемости, то инклюзия либо не влияет на неё, либо влияет положительно.
С родителями «особенных» детей тоже важно поддерживать диалог, проявлять понимание и заинтересованность в успехах ребёнка. Большинство из них предпочитают занятия на дому, считая их более безопасными.
Необходим более индивидуальный взгляд на возможности инклюзии детей с ОВЗ. Точнее, каждого из детей. Психолого-медико-педагогическая комиссия должна тщательно оценивать возможности ребёнка и давать реалистичные прогнозы на его способности к обучению в массовой школе, пусть и в инклюзивном классе. При принятии решения (в случае детей с задержкой психического развития и с нарушениями интеллекта) должны быть взвешены все плюсы и минусы.
Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Многие дети с нарушениями могут успешно учиться не просто в «смешанном» классе, но даже по обычной общеобразовательной программе. И привычно общаться со здоровыми сверстниками. Это закалит их и подготовит к жизни в обществе. А кто-то не справится даже со специальной программой и действительно нуждается в «тепличных» условиях.
Есть мнение, что для того, чтобы инклюзия была эффективной, она должна начинаться как можно раньше.
В деле инклюзивного образования всем нужна подготовка: ребёнку с ОВЗ и его здоровым одноклассникам, учителям, родителям детей с ОВЗ и без. Да и самой школе (техника, пандусы и так далее). Не зря в законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия. Вот на этих условиях и необходимо сосредоточиться для эффективного внедрения инклюзии.