Школа

Что такое инклюзивное образование

В нашей стране у каждого человека есть право на получение образования. Оно закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ). В нём же говорится о том, что это право не зависит от каких-либо ограничений по здоровью.

Доступ к образовнию для всех детей
Детям с самыми разными особенностями здоровья и развития должен быть обеспечен доступ к образованию

Один из способов обеспечить доступ к образованию детям с самыми разными особенностями здоровья и развития – это инклюзивное образование. Слово «инклюзия» в переводе с английского означает «включённость».

В 1994 году в Испании прошла Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам образования лиц с особыми потребностями. По её итогам стал использоваться термин «инклюзия».

Соответственно, инклюзивное образование – это включение всех детей в одну систему обучения.

На чём основана идея инклюзивного образования

Простыми словами, инклюзия – это когда все дети (сверстники) учатся вместе независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей. И не просто в одной школе, а в одном классе.

То есть обычная общеобразовательная школа принимает детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создаёт им условия для обучения. Но при этом не организуются отдельные классы для таких детей. Они учатся вместе со сверстниками без отклонений в развитии.

Эта идея базируется на принципах гуманизма и равенства прав.

  • Человек ценен сам по себе, независимо от способностей и достижений.
  • Каждый человек мыслит и способен на чувства.
  • Любой человек имеет право на общение и хочет быть услышанным.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Только при взаимодействии людей друг с другом и выстраивании взаимоотношений возможен процесс образования.
  • Человек хочет дружить с ровесниками и ощущать поддержку.
  • Обучающийся скорее достигнет прогресса в том, что он может делать, чем в том, что не может.
  • Разнообразие вносит в жизнь человека краски и обогащает все её сферы.

В чём преимущества инклюзивной модели образования

Инклюзия подразумевает выгоды для обеих сторон: и для детей с ОВЗ, и для детей без ОВЗ, которые учатся все вместе. Если процесс построен грамотно, то он приносит пользу.

Плюсы для детей с ОВЗ и их родителей

  1. Если раньше приходилось отдавать ребёнка в специализированную школу или интернат (а они чаще всего находятся не рядом с домом и даже не в одном населённом пункте), то теперь можно обучать ребёнка в школе по месту жительства. В этом смысле образование стало доступнее.
  2. Учёба в «реальной» школе способствует адаптации ребёнка к жизни в реальном мире. Коррекционные школы сильны своими методиками обучения, но их слабое место – изоляция от большого мира, от социума. Социализация в общеобразовательных школах эффективнее, чем в специализированных учреждениях. Она полнее отражает реальную жизнь в обществе.
  3. Индивидуальная программа обучения позволяет учесть особенности ребёнка, его трудности и потребности.

Есть и те, кто считает плюсы несущественными или невыполнимыми. Противники такой системы выступают за раздельное образование детей с ОВЗ и «нормальных» детей (как это было раньше). И основной их довод – качество обучения. Они считают, что при совместном обучении таких разных по способностям и возможностям учеников, качество этого обучения будет низким. Причём для обеих категорий детей.

Плюсы для детей без ОВЗ

Инклюзивное образование
Совместные занятия помогут детям терпимо и с пониманием относиться к людям с ограниченными возможностями
  1. Совместные занятия помогут детям терпимо и с пониманием относиться к людям с ограниченными возможностями. Если они с детства будут видеть рядом таких людей, то это станет нормой, а не поводом показывать пальцем, удивляться и сторониться.
  2. Соседство с «особенными» детьми научит состраданию, взаимопомощи и видению мира в его многообразии.

Основные принципы инклюзивного образования

Чтобы перечисленные плюсы действительно воплощались в жизнь, и детям было комфортно учиться в одном классе, процесс должен быть построен с учетом главных принципов инклюзии.

  • Децентрализация: педагогические ресурсы доставляются к ребёнку, а не ребёнок к ним.
  • Регионализация: такая система обеспечивает ребёнку доступ к обучению по месту жительства.
  • Реалистичность: ученик воспринимается таким, какой он есть, без преуменьшения или преувеличения его особенностей.
  • Целостность интеграции: каждый ребёнок с ограниченными возможностями интегрируется в общий процесс обучения согласно его способностям.
  • Нормализация социальной среды: люди с ограниченными возможностями стараются вести обычную жизнь, вписаться в общество, насколько это возможно.
  • Коллективизм: каждый ученик такого класса участвует в общей деятельности, выполняет свою роль и имеет значимость для коллектива.
  • Право выбора родителей детей с ограниченными возможностями: они могут выбирать между инклюзивным образованием и занятиями в специальном учреждении.
  • Диалог: всё обсуждается – педагоги и родители взаимодействуют, общаются и корректируют линию поведения.

Что должна сделать школа, чтобы реализовать эти принципы на практике

Чтобы всё было так хорошо, как заявлено, от школы требуется много вложений: оборудование классов, обучение учителей. Так, для ребёнка с ОВЗ нужно разрабатывать индивидуальный учебный план по индивидуальной образовательной программе. В идеале – обеспечить ему психолого-педагогическое сопровождение во время учёбы. Образовательное учреждение должно проводить консилиумы по поводу ребёнка с ОВЗ, где будут выступать учителя, психологи школы, работающие с учеником и отмечающие прогресс или его отсутствие.

Для учителей такое обучение означает дополнительную нагрузку и повышение квалификации в области специального образования, социальной адаптации и реабилитации.

Более комфортно адаптация ребёнка к новым условиям может проходить при помощи тьютора – наставника, который объясняет, поддерживает, отвечает на вопросы и просто общается. Лучше, чтобы тьютор по возрасту был ближе к ребёнку, чем учителя, но старше его самого.

Особенности здоровья могут ограничивать мобильность ребёнка, поэтому школа должна обеспечить доступность классов и других помещений учреждения (устранить барьеры, организовать подъём на этаж при необходимости). А также сделать доступным сам образовательный процесс – оборудовать кабинеты нужной техникой.

В такие занятия активно должны включаться психологи или социальные педагоги для сплочения коллектива, налаживания контакта, обучения детей взаимодействию и взаимопомощи. Большую роль здесь играет пример учителя – то, как он относится к «особенному» ученику, как разговаривает, сколько уделяет внимание. Дружелюбие и толерантность учеников начинаются с учителя.

Внедрение и развитие этой системы требует вдумчивой подготовки, волевых решений со стороны руководства и проявления терпения и человеколюбия со стороны учителей. В таком случае эта система будет выполнять те высокие задачи, для которых её создали.

Проблема внедрения инклюзивной системы

Дети и подростки с ОВЗ
Необходим более индивидуальный взгляд на возможности инклюзии детей и подростков с ОВЗ

Решение о внедрении инклюзивного образования в России было принято в 2016 году.

Если в мировой практике уже сложилась подобная более-менее успешная и стройная система, то в нашей стране пока существует ряд проблем. Ошибки и недочёты выявляются на практике, и это нормальный процесс. Самые распространённые среди них:

  1. Неготовность учителей к такому образованию. У многих педагогов нет соответствующих знаний, психологической подготовки, да и желания. Они придерживаются традиционной концепции раздельного обучения. Такой педагог ненароком может даже навредить «особенному» ребёнку необдуманным словом или демонстрацией своего отношения.
  2. Нехватка отечественного опыта, на который можно опереться. Отсутствие проверенных методик.
  3. Неготовность родителей здоовых детей принимать детей с ОВЗ и мириться с их совместным времяпровождением. А это никак не способствует ни социализации «особенных» детей, ни толерантности «нормальных».
  4. Минимальное финансирование не позволяет оборудовать школу и классы под потребности детей с ОВЗ. Материально-техническая база оставляет желать лучшего.
  5. Школьные медицинские работники не могут в должной мере оказывать помощь и поддержку детям с ОВЗ.
  6. Стереотипы, бытующие в сознании людей, к сожалению, приводят к негативным эмоциям педагогов и родителей здоровых детей по отношению к «особенным»: пренебрежение, опасение, настороженность, иногда даже брезгливость.
  7. Остаются проблемы дальнейшего трудоустройства, особенно у детей с тяжёлыми заболеваниями.

Включение ученика с ОВЗ в обычный класс – это дополнительная нагрузка на учителя, которого к этому не готовили. «Особенным» детям нужно больше внимания. К ним нужно найти подход. При этом дети, не имеющие нарушений, тоже ждут своего внимания, а учителю «не разорваться». 

К сожалению, социальное неравенство между людьми с отклонениями здоровья и без них в нашей стране пока сильно. В быту, в обществе и в мышлении. Поэтому внедрение такой системы проходит не совсем гладко и эффективно.

Как можно эти проблемы решить

Если коротко, то поддержать учителей и родителей, обеспечить материальную базу школе. Нужно снизить нагрузку учителей, организовать их обучение по дефектологическим дисциплинам. А именно: уменьшить количество учеников в классе, заручиться поддержкой психологов, медиков и других непедагогических работников. Учитель массовой школы не владеет системой Брайля для слепых и слабовидящих, как и языком жестов для глухих и слабослышащих, особыми методами в работе с аутистами, навыками коммуникации с детьми с умственной отсталостью.

Также организовать работу с родителями, не оставлять их один на один с проблемами и страхами. Причём как родителей здоровых детей, так и детей с особыми образовательными потребностями. С первыми важно говорить о плюсах инклюзии, рассказывать об удачном опыте, пусть пока зарубежном. О том, что здоровых детей это учит ценить своё здоровье, мотивирует преодолевать трудности и лень. А что касается успеваемости, то инклюзия либо не влияет на неё, либо влияет положительно.

С родителями «особенных» детей тоже важно поддерживать диалог, проявлять понимание и заинтересованность в успехах ребёнка. Большинство из них предпочитают занятия на дому, считая их более безопасными.

Необходим более индивидуальный взгляд на возможности инклюзии детей с ОВЗ. Точнее, каждого из детей. Психолого-медико-педагогическая комиссия должна тщательно оценивать возможности ребёнка и давать реалистичные прогнозы на его способности к обучению в массовой школе, пусть и в инклюзивном классе. При принятии решения (в случае детей с задержкой психического развития и с нарушениями интеллекта) должны быть взвешены все плюсы и минусы.

Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Многие дети с нарушениями могут успешно учиться не просто в «смешанном» классе, но даже по обычной общеобразовательной программе. И привычно общаться со здоровыми сверстниками. Это закалит их и подготовит к жизни в обществе. А кто-то не справится даже со специальной программой и действительно нуждается в «тепличных» условиях.

Есть мнение, что для того, чтобы инклюзия была эффективной, она должна начинаться как можно раньше.

В деле инклюзивного образования всем нужна подготовка: ребёнку с ОВЗ и его здоровым одноклассникам, учителям, родителям детей с ОВЗ и без. Да и самой школе (техника, пандусы и так далее). Не зря в законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия. Вот на этих условиях и необходимо сосредоточиться для эффективного внедрения инклюзии.

Материал подготовил(а):

Редакция издания Kinderie Daily

Kinderie Daily