Развитие

Как привить ребенку любовь к чтению: советы и лайфхаки

ребенок читает

Человек читающий может исчезнуть как вид. Такой вывод делают родители, глядя на своих детей, которых «читать не заставишь». Чтение современных детей отличается от предыдущих поколений во всем: и в длительности (сколько времени ребенок посвящает чтению), и в мотивации, и в жанрах.

ребенок не любит читать
Прививать юбовь ребенка к книгам нужно с раннего возраста

Однако дети читают. И привить им любовь к книгам можно. Но лучше начинать это делать в раннем возрасте. При этом не торопиться научить читать, освоить буквы, подготовиться к школе, а именно – научить любить сам процесс.

Советы, как приучить ребенка к чтению в раннем возрасте

  1. Начать с рождения. Начать с рождения. Малыш еще не понимает смысла слов, но отлично распознает интонации и мамин голос. На уровне ощущений он привыкает к тому, что когда мама или папа читает – это безопасно, комфорт и успокаивает.
  2. Не утомлять. В каждом возрасте есть лимит активного внимания – то время, в течение которого ребенок способен удерживать внимание. В год-полтора это всего лишь четыре минуты. В два-три года – не более 20 минут.
  3. Перечитывать. В три года ребенок становится не только слушателем, но и собеседником. В это время обычно появляется книга, которую он просит почитать снова и снова. И это хорошо. Это значит, что именно эта книга ассоциируется у малыша с комфортом. Ему спокойно от предсказуемости истории, от того, что он все в ней знает. Психологи считают это явление нормальным и даже полезным. Вплоть до восьми лет.
  4. Превратить чтение в игру. Читайте по ролям, меняя интонации. Подключайте игрушки, пальчиковый театр. В современные книги для малышей часто сразу включены игровые моменты. Предусмотрены возможности порисовать, подвигаться, повторить за героем.
  5. Сочинять истории вместе. Рисовать персонажей, лепить их из пластилина и придумывать новые сюжеты с любимыми героями. Проигрывать ситуации из жизни малыша.
  6.  Учить стихи. Здесь сработает любовь к повторению. Короткие и рифмованные строчки доставят ребенку удовольствие, как и подсказывание героям следующих реплик, когда мама читает историю. 
  7. Заменить имя главного героя именем ребенка. Как будто книга написана о нем и для него.

Детям постарше, когда они уже сами умеют читать, важно найти книгу по интересам, на актуальные темы. От этого зависит половина успеха.

Как подобрать книгу по возрасту ребенка

Известный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Самое страшное в воспитании ребенка – это то, когда ему не хочется читать». Но часто причина нежелания кроется в том, что предложенные книги просто не нравятся ребенку. Задача родителей – найти то, что «зацепит» и заинтересует. В этом поможет понимание своего ребенка, его особенностей, а также знание возрастной психологии применительно к чтению.

Периоды детского чтения

Возраст 6–7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии. Ребенок вживается в образы героев. Преобладает эмоциональное отношение к книге. Мышление все еще конкретное, но происходит постепенный переход к понятийному.

В 8–11 лет для детей характерна познавательная активность, «поглощение информации». Восприятие становится постепенно логическим. В книге важны события.

В 12–14 лет начинает различаться чтение девочек и мальчиков. Подростковый период в детском чтении.

Старше 14 лет. Время чтения заметно сокращается, сужается диапазон тем. Начинается приобщение к литературе для взрослых.

Можно ориентироваться на возрастные маркировки книг. Но не бояться пробовать, брать больше или меньше. Например, предложить восьмилетке книгу 10+. Дети разные. Маркировка часто определяется по формальным признакам, поэтому нужно пробовать. 

Ведущая деятельность

Основное занятие ребенка в каждом возрасте, которое психологи называют ведущей деятельностью, тоже может стать ориентиром при выборе книг.

С 3 до 7 лет ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра. Поэтому малышам нужны книги с играми.

С 7 до 11 лет основным занятием становится учеба. Детям в этом возрасте можно предложить энциклопедии, нон-фикшн.

Произведения категории нон-фикшн основаны не на вымысле, а на фактах. В эту категорию попадает широкий спектр книжной продукции, включая мемуары, эссе, энциклопедии и словари, научно-популярную литературу, книги по психологии и личностному росту, философии, кулинарные книги и др.

Для подростков важно общение, отношения со сверстниками. Им становятся интересны повести о дружбе, отношениях, первой любви.

Как привить любовь к чтению ребенку постарше

ребенок не любит читать
Предоставьте ребенку возможность самому выбирать книги

Когда ребенок уже читает сам, «хитрости» в том, чтобы заинтересовать его книгами, становятся немного другими.

  1. Разрешать ребенку самому выбирать книгу. Даже если он выбирает:основываясь на параметре размера: «толстая – тонкая»; истории о драконах, а вам очень хочется, чтобы он читал реалистичную прозу;современных авторов, а вы хотите обязательно познакомить его с классикой. Пусть хоть по обложке выбирает. Главное – сам! 
  2. Сделать праздником прочтение одной книги и начало чтения следующей. Прочитал ребенок книгу от корки до корки – отметьте это событие. Можно устроить посиделки в кафе или дома с мороженым, обсудить прочитанное и отправиться в магазин за новой историей.
  3. Предлагать книгу с комментарием из мира ребенка. Не говорить, что это задали в школе, это будет тебе полезно, я в твоем возрасте… А сказать, например: – Давай обсудим книгу. – По этой книге уже сняли фильм. – Эта история об уже полюбившихся тебе героях. – Здорово, что появилась новинка уже знакомого нам автора!
  4. Оборудовать дома уголок для чтения. Удобный, уютный, с мягким светом. Такой, чтобы в нем хотелось находиться.
  5. Собирать коллекцию. Дети любят что-нибудь коллекционировать. Почему бы не книги? Сейчас многие издательства выпускают серии: тематические или жанровые.
  6. Показывать пример. Часто ли ребенок видит вас с книгой в руках? Дети воспроизводят ту модель поведения, которую наблюдают в семье.

Неочевидные способы заинтересовать ребенка

Ходить на встречи с писателями

В библиотеках и книжных магазинах часто проводят встречи с детскими писателями. Это хороший способ заинтересовать ребенка.

Перед встречей прочтите небольшой рассказ или сказку этого автора, если он пока неизвестен ребенку. Хорошо, если он задаст писателю вопрос, пообщается с ним. А после встречи возьмет автограф, в идеале – на книге. Тогда она станет для ребенка особенной, словно написанной именно для него.

Сделать книги доступными

Книги в доме, во-первых, должны быть. А во-вторых, должны быть доступны. Всегда под рукой. Лежать на столе, на прикроватной тумбочке, на подоконнике. Если в шкафу, то на нижних полках, чтобы ребенок сам мог достать их.

Превратить книги в спутников

В дороге, в очереди в поликлинике следует занимать ребенка книгой. Брать с собой на прогулку и в поездки. Так ребенок привыкнет, что книга – это способ не только занять себя, но и скоротать время.

Начать с журналов

Журналы удобны тем, что в них есть и стихи, и проза. А текст чередуется с картинками и заданиями: головоломками, лабиринтами, ребусами. 

Быть в курсе современных новинок

Произведения современных писателей детям понятнее, чем классика. Подпишитесь на книжный блог, рассылку детского издательства или страничку писателя. Следите за новинками и предлагайте их ребенку. 

5 «вредных» советов: что сделать, чтобы ребенок никогда не захотел читать

  1. Всегда заставляйте дочитывать произведение до конца. Даже если ребенку не нравится, он отвлекается, зевает, скучает. Дочитать нужно обязательно. И точка!
  2. Наказывайте чтением. Ребенок ослушался, не убрал игрушки, не сделал что-то по дому, обидел младшего брата? Пусть читает за это три страницы!
  3. Угрожайте. Не пускайте ребенка гулять, пока не прочитает главу или несколько страниц. Лишайте сладкого, мультфильмов, планшетов.
  4. Высмеивайте выбранные ребенком книги. Называйте комиксы пустой тратой времени и глупостью. Навязывайте те произведения, которые выбрали вы сами.
  5. Рисуйте негативное будущее. Не будешь читать – никем не станешь. Не будешь читать – вырастешь глупым. 

В чем польза чтения

ребенок не любит читать
Читайте книги вместе с детьми и постарайтесь сделать это занятие увлекательным и интересным

Регулярное чтение дает ряд преимуществ в развитии ребенка. Детей доводами о пользе не убедишь, но взрослым знать их стоит.

  1. Обогащение словарного запаса. В повседневной жизни ребенок, да и взрослый, обходится небольшим количеством слов. Тогда как словарный запас помогает выражать свои мысли, даже если он пассивный, то есть не используется в обычной речи.
  2. Получение косвенного жизненного опыта. Ребенок «проживает» описанные в книге ситуации, обсуждает их с друзьями или родителями, делает выводы, представляет себя на месте героев.
  3. Развитие эмоционального интеллекта. Вместе с главным героем ребенок проживает разные эмоции: злость, обиду, сочувствие, стыд, гордость, радость.
  4. Расширение кругозора. Даже в случае чтения художественной литературы ребенок познает культуру, традиции, условия быта и другие особенности мира, описанного в рассказе или повести.

Кроме того, начитанность помогает ребенку лучше и быстрее ориентироваться в разных ситуациях, анализировать, а также сопоставлять свой и чужой опыт.

Если ребенок все равно ни в какую…

Кроме отсутствия навыка и привычки в чтении, бывают трудности физиологического или функционального характера. К ним относятся следствия дефицита внимания, сильной утомляемости и речевые сложности. Плохое произношение звуков часто переходит в дислексию и дисграфию.

Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.

А ведь чтение – процесс еще более сложный, чем речь. Во время чтения приходится не только усваивать слуховые образы, но связывать их со зрительными, в данном случае буквенными. Если у ребенка есть такие проблемы, то неудивительно, что он не хочет читать. Ему просто-напросто сложно. А то, что сложно дается, не хотят делать даже взрослые!

Поэтому нужно исключить подобные трудности физиологического характера, проконсультироваться со специалистами. И затем уже пробовать разными способами и хитростями прививать любовь к чтению.

Главное, чтобы у ребенка сложилась ассоциация: читать – приятно, читать – интересно. Тогда он будет читать в любом возрасте. Больше или меньше, чаще или реже в разные периоды жизни, но чтение станет привычкой.

Материал подготовил(а):

Редакция издания Kinderie Daily

Kinderie Daily