- Где детей научат распоряжаться деньгами?
- Детям про деньги
- Последовательность
- Пример родителей
- Соответствие информации и воспитательных действий возрасту ребёнка
- Финансовая грамотность для дошкольников
- Начальная школа: учимся копить и расходовать
- Финансовая грамотность для школьников
- Почти взрослые: учимся зарабатывать деньги
В стремлении воспитать ребёнка умным, здоровым, успешным мы развиваем его таланты, водим на кружки и секции, ищем лучших врачей и педагогов. Но как подготовить его к самостоятельной жизни? Ответ прост – научить планировать свой бюджет, оплачивать первостепенные расходы, взаимодействовать с финансовыми учреждениями.
Именно от грамотности человека в финансовых вопросах зависит уровень его жизни в дальнейшем. Можно много зарабатывать, но при этом жить от зарплаты до зарплаты, если не научиться рационально распределять свои доходы. Для лучшей адаптации нового поколения к рыночной системе экономики актуальным стало обучение детей так называемой финансовой грамотности.
Где детей научат распоряжаться деньгами?
Финансовая грамотность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку управлять своими доходами, накоплениями, расходами, распределять денежные ресурсы, уметь вовремя распознать сомнительные схемы, чтобы не стать жертвой мошенников.
На данном этапе государство осознало необходимость воспитания у детей таких компетенций. Сейчас активно внедряются программы обучения взаимодействию с финансами в образовательных учреждениях, начиная со старших групп детских дошкольных организаций и начальных классов. Пока они существуют только в виде проектов, общеобразовательная школа предлагает внеурочную деятельность по данному направлению.
На просторах Интернета можно найти довольно много курсов для детей и подростков, существуют и бесплатные обучающие программы. Онлайн-школа в данном случае станет хорошим подспорьем для воспитания навыков обращения с деньгами.
Однако родители не должны забывать, что, в первую очередь, подобные навыки ребёнок усваивает в семье, поэтому умению управлять денежными средствами он будет учиться прежде всего от родителей. Закономерно возникают три вопроса: «чему учить?», «как?» и «когда?». Разберём их как можно подробнее.
Детям про деньги
Вообще разговоры о деньгах в нашем обществе, особенно с детьми – дело сложное. Важно соблюдать баланс между зацикленностью на финансах и полным отсутствием знаний об этом аспекте жизни в семье. Детский психолог, автор книг о воспитании Людмила Петрановская предложила интересную и простую метафору, способную объяснить детям ценность денег. «Деньги – это эквивалент времени», – утверждает она, ибо время – ресурс невосполнимый. Мама и папа тратят своё время, свои кусочки жизни, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, когда это же самое время они могли бы провести с детьми. С такой позиции понять, почему деньги расходовать нужно разумно, сможет понять даже дошкольник. Совсем маленьким капризулям будет проще объяснить, почему не стоит покупать десятую по счёту пони или машинку.
В процессе усвоения ребёнком навыка разумного обращения с деньгами, как и в любых других воспитательных процессах, важны такие составляющие, как последовательность, пример поведения родителей и соответствие информации возрасту ребёнка.
Последовательность
Важно придерживаться одной линии поведения в течение времени. Если вы договорились с ребёнком на определённую сумму карманных денег – выдавайте именно её, ни копейкой больше или меньше, если не оговорены штрафы или поощрения за соответствующие его действия. Так же и со сроками выдачи денег: если ребёнок получил сумму на карманные расходы на неделю, потратил за один день и просит ещё, не следует ему уступать, иначе урок не будет усвоен.
Пример родителей
Воспитание рационального обращения с деньгами начинается, прежде всего, в семье. На примере мамы и папы ребёнок усваивает определённую поведенческую стратегию. Если родители не умеют грамотно распределять семейный бюджет, имеют проблемы с выплатой кредитов, не могут отложить нужную сумму на крупную покупку и не имеют финансовой подушки, то ребёнок не сумеет в будущем научиться планированию и анализу расходов, потому что в семье было легкомысленное отношение к деньгам.
Соответствие информации и воспитательных действий возрасту ребёнка
Рассмотрим подробнее, чему учить детей разного возраста.
Финансовая грамотность для дошкольников
Разработчики образовательных проектов в сфере финансов для детей советуют знакомить малышей с понятием «деньги» в возрасте 5–6 лет. В этом возрасте ребёнок уже знает, что в магазине продукты, сладости и игрушки дают не просто так, а за денежки. К тому же, как правило, к старшему дошкольному возрасту дети осваивают счёт, знают цифры, освоили понятия «много, мало». На этом этапе ребёнку следует объяснить, что деньги – это эквивалент труда, их не дают просто так.
Можно рассказать малышу, кем вы работаете, что должны делать, сколько стоит день вашей работы. Можно на конкретном примере объяснить, что чтобы купить какую-то вещь или игрушку, вам нужно работать столько-то времени. При этом важно подчеркнуть, чем интересна для вас ваша работа, почему именно эту профессию вы выбрали, чтобы ребёнок увидел, что работать нужно не только ради денег, но и для самореализации.
Если дошкольник знает цифры, можно показать ему монеты и купюры, рассмотреть, чем они отличаются, рассортировать их вместе с ним по цвету, размеру, номиналу.
Лучше если начальный этап знакомства с финансовым аспектом жизни будет проходить в игровой форме. Поиграйте вместе в «Магазин» или в «Кафе», используя для оплаты «товаров» и «услуг» нарисованные деньги.
Отличным обучающим пособием могут стать мультфильмы. В мультсериале «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» в доступной детям форме рассказывается о таких вещах, как планирование бюджета, накопления, оплата труда.
В качестве практического занятия сходите с ребёнком за покупками, проговаривая, сколько стоит какой товар, что такое скидка, сколько денег на данный момент можно потратить на продукты и сколько останется на сладости.
Начальная школа: учимся копить и расходовать
В возрасте 7–10 лет школьник может получать карманные деньги, чтобы научиться распределять траты, копить, осознанно распоряжаться финансами. Это будет ценный практический урок. Со временем попробуйте доверять ребёнку обращаться с большей суммой. Например, если первоклассник получал карманные ежедневно по чуть-чуть, то во втором классе оговорите с ним и отдайте сумму на неделю, озвучив, что до следующей недели денег больше не поступит.
На этом этапе можно завести тетрадь, в которую ребёнок будет вписывать свои доходы и расходы, вести своеобразный «бухучёт» своих доходов и расходов. Такая привычка не помешает и многим взрослым!
Подарите ему копилку. Важно, чтобы при этом у ребёнка была цель, а значит и стимул откладывать.
В этом возрасте ребятам будет интересно поиграть в Монополию, примерить на себя роль успешного бизнесмена. Эта увлекательная игра учит планированию, управлению капиталом, развивает целеустремленность и умение просчитывать ситуацию.
На этом же этапе расскажите детям, как отличить настоящие деньги от подделки, вместе найдите на купюрах водяные знаки и перфорацию.
К прочтению младшим школьникам можно порекомендовать книгу немецкого автора Бодо Шефера «Пёс по имени Мани в комиксах».
Финансовая грамотность для школьников
В возрасте 11–14 лет ребёнка стоит привлекать к финансовой жизни семьи. Подросток уже может усвоить такие понятия как кредитование, инвестирование, налоги, инфляция.
На этом этапе покажите ребёнку, как оплачивать коммунальные услуги, доверьте делать покупки по списку. Можно объяснить ему принцип «пяти конвертов»: в каждом из четырёх конвертов находится сумма, которую предполагается потратить за неделю, а в пятый откладывают накопления. Чтобы школьник мог попробовать применить этот принцип на практике, выдавайте сумму карманных денег уже на месяц.
За большие достижения в учёбе и внеурочной деятельности детей можно стимулировать увеличением суммы, но не стоит поощрять их финансово и материально за выполнение повседневных обязанностей – ведь во взрослой жизни никому не платят за то, что человек моет за собой посуду или стирает свои вещи.
Оформите ребёнку собственную банковскую карту, научите ею пользоваться, объясните преимущества бонусной системы и кэшбэков. Можно установить на его смартфон специальные приложения: СберKids, Bankaroo, которые помогут ему контролировать свои траты и накопления.
Книги, рекомендованные к прочтению в этом возрасте: «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки, «Финансовая грамотность для детей и подростков» Натальи Смирновой, знаменитый «Незнайка на Луне» Николая Носова. На образовательном портале «Дети и деньги» есть бесплатные курсы по обучению финансовой грамотности.
Из настольных игр, которые будут интересны подросткам, эксперты в области обучения финансовой грамотности рекомендуют «Денежный поток для детей», «Рынок», «Идея на миллион».
Почти взрослые: учимся зарабатывать деньги
Старшеклассники 14–17 лет уже могут применять свои познания в сфере финансов на практике. Этот возраст – начальный этап взрослой жизни, школа скоро останется в прошлом. С 14 лет, в соответствии с законодательством РФ, подросток может официально устроиться на работу.
Помогите найти выросшему чаду подработку на каникулах или в свободное от учебы время. Это могут быть простые задания на биржах фрилансеров, помощь по уходу за детьми знакомых, выгул собак и прочие несложные занятия. В службе занятости населения сейчас реализуются специальные программы по трудоустройству несовершеннолетних. Так уже почти взрослые юноши и девушки смогут оценить значение самостоятельно заработанных денег, а в недалёком будущем, после получения профессии, они гораздо проще адаптируются в трудовой деятельности. Не исключено, что такая подработка поможет ребёнку определиться с выбором дальнейшего жизненного пути, а также будет способствовать его взрослению, развитию мировосприятия.
Подростка можно привлекать к обсуждению и планированию семейного бюджета. Если родители хотят взять кредит, ребёнку важно объяснить каждую деталь, вместе с ним решать вопрос о целесообразности такого поступка, обсуждать предложения разных банков, ежемесячные выплаты, проценты, переплату.
Полезно будет попросить его помощи в выборе какой-либо крупной покупки – подобрать и сравнить варианты, почитать отзывы, оценить преимущества и недостатки, проанализировать соотношение цена-качество.
Предложите почитать старшеклассникам взрослую литературу: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Продавец обуви. Как я создал Nike» Фила Найта.
Разумеется, навыки осознанного обращения с деньгами, привитые с детства, не гарантируют, что ребёнок в будущем станет олигархом. Однако, в том, что он не окажется жертвой мошенников, не проиграет на ставках имущество и не пойдет через неделю после зарплаты занимать деньги у друзей и родных, что финансовый вопрос не станет его больным местом, можно быть уверенными.