Школа

Внеурочная деятельность в начальной школе: что это такое и обязательна ли она?

То, что раньше называлось школьными кружками и секциями, теперь официально называется внеурочной деятельностью. Этот термин закреплён в Федеральных государственных стандартах образовательной деятельности (ФГОС), но в среде родителей и детей прижилось слово «внеурочка».

Поход всем классом в музей
Внеурочная деятельность – это, в том числе, и походы всем классом в музеи, на экскурсии

Во ФГОС поясняется, что внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учеников.

То есть это все те мероприятия, которые проводит учитель помимо уроков. До или после них. «Внеурочкой» считаются: посещение музеев, театров, экскурсий и выставок всем классом, занятия в кружках по интересам, субботники и даже классный час.

Виды внеурочной деятельности

В начале учебного года все педагоги разрабатывают учебно-воспитательный план и планируют праздники и концерты к памятным датам, спортивные и культурные мероприятия. Также в школе работают кружки разной направленности, а иногда есть целые творческие коллективы. Например, хор или ансамбль народных танцев.

В зависимости от типа деятельности «внеурочка» бывает:

  • игровой (командные игры);
  • спортивно-оздоровительной (секция баскетбола, участие в эстафете и так далее);
  • познавательной (кружки и факультативы);
  • творческой (рисование, музыка, танцы, актёрское мастерство);
  • трудовой (субботники или профориентация);
  • краеведческой (туризм, экскурсии);
  • военно-патриотической.

Обязаны ли дети участвовать в таких мероприятиях?

Строго говоря, да. В соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (а также согласно ФГОС), внеурочная деятельность учащихся является частью основной образовательной программы любого общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии). Из этой формулировки следует, что ученики должны участвовать во «внеурочке» и посещать разные школьные мероприятия.

Есть ли какие-то нормы внеурочной деятельности?

Дополнительная нагрузка на школьников не должна превышать 10 часов в неделю. Это не зависит от года обучения – нагрузка одинакова для первого и одиннадцатого классов.

В эти часы входит время, потраченное на различные мероприятия не только в учебные дни, но и на выходных и каникулах. Поэтому положенную «годовую» сумму часов родители и учителя могут распределить так, чтобы их большая часть приходилась на те дни, когда ребёнок не учится.

Можно ли выбрать, какой именно деятельностью заниматься?

Можно. Согласно ФГОС, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

То есть вид внеурочной деятельности выбирает сам ученик или его родители.

Любые секции или кружки ребёнок посещает добровольно и только при наличии заявления от родителей или иных законных представителей.

А если ребёнок и без этого ходит в художественную или музыкальную школу?

Если ребёнок посещает что-то вне школы (спортивные секции, театральную студию, художественную или музыкальную школу), то он не обязан посещать дополнительные занятия ещё и в школе. Это нужно будет подтвердить соответствующей справкой. Но если таких внешкольных занятий нет, то посещение школьных становится обязательным.

Чем полезна внеурочная деятельность

Учебно-познавательная деятельность порой эффективнее проходит в менее формальной обстановке, когда ребёнку интересно то, что он делает. Когда нет строгого спроса и оценок. Такие условия призваны создавать разные формы внеурочной деятельности. Но она не должна быть хаотичной и бесструктурной, поэтому её организует и направляет учитель.

Внеурочные занятия ориентированы на расширение и углубление знаний, обретение новых умений и развитие способностей ребёнка. В отличие от уроков, они в большей степени направлены на воспитание и социализацию детей.

Эти задачи присутствуют в любом виде деятельности.

  1. Конечно, познавательная деятельность направлена, в первую очередь, на развитие интеллектуальных способностей и получение знаний. Но в формате экскурсий, конкурсов и олимпиад она параллельно способствует развитию навыков общения, умения побеждать и проигрывать, уважать чужое мнение.
  2. Ценностно-ориентационная деятельность, которую педагог организует в формате бесед на определённую тему, классных собраний, дискуссий, способствует формированию нравственных основ, отношения к миру в целом и к конкретным людям.
  3. Общественная деятельность – первый инструмент для обучения ребёнка общению. Он учится брать ответственность, принимать решения и понимать, что поступки одного человека влияют на окружающих. Этот вид деятельности реализуется в формате волонтёрства, участия в управлении школой, экологических акциях, благотворительных делах.
  4. Эстетическая деятельность в виде школьного театра, концертов, фестивалей развивает у детей художественный вкус, культурный кругозор.
  5. Досуговая деятельность в виде пикников, общих выездов в зоопарк и на различные выставки предполагает свободное и неформальное общение, когда ученики могут узнать друг друга, подружиться и сплотиться классом.
  6. Спортивно-оздоровительные внеурочные мероприятия тренируют волю, уважение к сопернику, умение использовать свои сильные стороны, принимать поражение, болеть за друзей, брать ответственность за команду.

Результаты внеурочной деятельности

Внеурочные занятия
Внеурочные занятия дополняют и «оживляют» знания, полученные на уроках

Результаты внеурочной деятельности школьников могут быть заметны не сразу, они имеют накопительный эффект и становятся очевидными постепенно. Все их можно разделить на три группы.

  1. Школьники обретают социальные знания: знакомятся с общественными нормами, начинают понимать устройство общества на практике.
  2. У детей формируется отношение к базовым ценностям: дружба, семья, природа, мир, забота, культура.
  3. Школьники получают опыт ощущение своей значимости для общества и собственного вклада в общее дело. С этого начинается становление свободного и ответственного гражданина с активной позицией. Эти результаты достигаются при участии ребёнка в благотворительных, социальных или экологических проектах.

Внеурочные занятия дополняют и «оживляют» знания, полученные на уроках. Теория становится практикой, выученные абстрактные правила – реальностью. Например, для воспитания активной гражданской позиции мало уроков обществознания. Нужен опыт отношений с другими людьми, опыт участия в общественном деле.

Ещё один важный плюс

Внеурочной деятельности приписывают такой полезный эффект, как формирование адекватной самооценки. Речь идёт о младших школьниках, которые могут осуществлять самоконтроль пока только под руководством взрослого. В этот период как раз определяется самооценка – отражение отношения ребёнка к самому себе, а также регулятор его поведения.

Ребёнок с адекватной самооценкой объективно оценивает свои способности и возможности. Он осознаёт свои достоинства и недостатки. Ребёнок с завышенной самооценкой будет преувеличивать собственные заслуги, задирать других, сравнивать. А с заниженной – станет недооценивать свои успехи, завидовать одноклассникам, считать себя хуже. Оба варианта не способствуют доброму климату в коллективе. Поэтому грамотно построенная внеурочная деятельность способствует формированию адекватной самооценки.

Особенности внеурочной деятельности в начальной школе

В младших классах внеурочная деятельность кардинально отличается от учебной. Она способствует успешной адаптации ребёнка к школе, оптимизации учебной нагрузки. А также создаёт комфортные условия для развития школьника.

В первом классе дети особенно восприимчивы ко всему новому. Задача учителя – поддержать этот интерес и тягу к познанию, организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребёнок познакомился с социальными нормами, школьными правилами, дисциплиной и другими особенностями.

Во втором и третьем классе уже начинают развиваться отношения между детьми, происходит формирование коллектива. Детям интересно общаться друг с другом. Тут-то и закладываются базовые ценности – понимание дружбы, взаимовыручки и поддержки. Если все эти три года «внеурочка» способствовала развитию перечисленных навыков, то к четвёртому классу ребёнок будет хорошо подготовлен к взаимодействию с обществом.

В четвёртом классе дети готовы к общественным проектам, выполнению своей роли в социуме. Но нужно сделать этот переход максимально дружественным и комфортным, сглаживая конфликтные ситуации. И здесь снова один из инструментов – разные формы «внеурочки».

Формы внеурочной деятельности

Для младших школьников очень важна форма – то, во что «одето» содержание, как оно подано. Она должна быть увлекательной, наглядной и захватывающей. В этом случае ученику будет интересно, он будет включён в процесс, а значит, будет усваивать новые знания и бессознательно встраивать их в картину мира. Самые эффективные формы «внеурочки» для этого возраста: игровые, словесно-логические, образно-художественные, трудовые, психологические. У каждой есть свои законы и особенности.

Игровые или досуговые формы

Игра всё ещё занимает важное место в жизни младшего школьника. Поэтому это один из главных инструментов педагогов в младших классах. Даже на самих уроках, не говоря уже о «внеурочке». Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, в помещении и на свежем воздухе. Они сплачивают детский коллектив. Дети учатся соблюдать правила, контролировать свои действия, идти к цели (победе), давать место и время другим игрокам.

Словесно-логические формы

Основной инструмент здесь – слово. Это беседы на разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции. Дети учатся слушать, запоминать, держать внимание, следить за логикой повествования. Причём говорить может и учитель, и дети, и их родители, и приглашённые взрослые. Происходит обмен информацией, опытом и знаниями.

Образно-художественные формы

Они заключаются в совместном эстетическом переживании чего-либо. Задача организатора такой деятельности – вызвать сильные, глубокие и развивающие коллективные эмоции. Создать условия для переживания тех чувств, благодаря которым дети станут лучше. Например, спектакль в театре, концерт, общий праздник.

Школьники учатся внимать, молчать, созерцать, проникать в явления, замечать детали. Доказано, что занятия по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления приводят к повышению успеваемости по учебным дисциплинам, увеличению объёма внимания, зрительной памяти и восприятия у младших школьников.

Трудовые формы 

Как известно, труд облагораживает, а совместный труд сближает. Коллективная работа сплачивает коллектив, дети узнают друг друга лучше, учатся действовать сообща. Это может быть уборка класса, обустройство пришкольного участка, организации фермы, создание стенгазеты или школьного журнала, ярмарка поделок своими руками. Сюда же относится волонтёрство, помощь нуждающимся. Через труд воспитывается уважение к работе других людей, тяга к творческому проявлению, развиваются навыки самообслуживания.

Психологические формы 

Подобные формы в младших классах используются в меньшей степени. Это лекции, беседы или дискуссии с элементами психотерапии, арт-терапевтические занятия, психологические упражнения. Но для проведения подобных мероприятий у педагога должна быть специальная квалификация.

Сложно выделить только одну форму работы. Обычно в каждом формате есть воздействие словом, переживание эмоций, игра или хотя бы соревновательный момент, труд. Поэтому у всех форм внеурочной деятельности есть три обязательные составляющие.

  1. Информация – это новые знания, которые получат ученики, если поучаствуют в предложенном событии.
  2. Переживания – это эмоции детей от информации и всего происходящего. Так или иначе, у каждого ребёнка складывается своё отношение к событию.
  3. Действия – это совместная деятельность, которая закрепляет знания, преподаёт практический урок. Составляя план внеурочной деятельности, педагоги учитывают эти составляющие и комбинируют разные формы.

Отношение учителей к внеурочной деятельности

Отношение учителя к внеурочной деятельности
Большинство учителей подходят к внеурочной работе с энтузиазмом

Педагоги отмечают результаты таких занятий в плане усвоения предметных знаний и в формировании социальных навыков. Кто-то относится к внеурочной деятельности как к дополнительной нагрузке, а кто-то подходит к этому с энтузиазмом. Учитель физики одной из российских школ так описывает свой опыт:

«За годы работы в школе я поняла, что во время урока по изучению нового материала 25 человек можно только познакомить с основными понятиями. И хотя мы работаем в парах и в группах, используем рабочие тетради, но если ученик не обсудит новый материал с одноклассником или учителем, то к следующему уроку он мало что сможет воспроизвести. Домашнему заданию многие не уделяют должного внимания, поэтому спасает внеурочная деятельность. Я приглашаю (именно приглашаю, а не настаиваю) по 4-6 человек на занятия вне уроков. И мы в неформальной обстановке говорим о физике, изучаемом материале, выясняем, как эти знания нам помогут в жизни. И так за одну четверть я встречусь с каждым 2-3 раза. Результат меня радует».

Участие родителей во внеурочной деятельности

Одна из форм «внеурочки» – школьный клуб –  позволяет привлечь к этой деятельности родителей ребёнка или даже всю семью. Успешное развитие познавательных интересов младших школьников тесно связано с семьёй, семейными ценностями и отношениями внутри семьи. Поэтому семья и школа должны действовать сообща.

Но на практике взаимодействие семьи и школы часто ограничивается родительскими собраниями и переписками в мессенджере. Так решаются какие-то организационные вопросы, технические проблемы. Но задачи воспитания младших школьников даже не обсуждаются. А задач этих много.

Как бороться с экранной зависимостью ребёнка? Как ему помочь полюбить чтение? Что сделать, чтобы ребёнок хотел учиться и выполнял домашние задания без криков? Ответы на эти вопросы может дать школьный клуб. И не только ответы, но и решения.

Если родители будут участвовать вместе с ребёнком в походах, экскурсиях, посещениях концертов, театров, выставок, обсуждать впечатления, играть в познавательные развивающие игры, развивать традиции семейного чтения, то перечисленные выше вопросы отпадут сами собой.

Так что родителям однозначно стоит участвовать во внеурочных занятиях.

Как сделать так, чтобы внеурочная деятельность была эффективной и интересной

Советы будут касаться родителей и педагогов. Ведь мы уже выяснили, что участвовать должны обе стороны.

  1. Создайте вокруг ребёнка насыщенную культурную среду.
  2. Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать мероприятия.
  3. Проводите время с ребёнком не только при выполнении домашних заданий, но и на той самой «внеурочке». Выслушивайте его переживания, делитесь мнениями.
  4. Не критикуйте и не осуждайте вкусы и предпочтения ребёнка на выставках, концертах и других мероприятиях.
  5. Не заставляйте заниматься тем, что ему не нравится.
  6. Педагогам нужно проявлять интерес к собственному предмету, теме встречи, объекту обсуждения или изучения.
  7. Также нужно изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и знать индивидуальные особенности детей всего класса.
  8. Подбирайте необходимый материал, который приведёт детей к пониманию предмета или темы.
  9. Отслеживайте динамику развития каждого ребёнка и класса в целом.
  10. Применяйте систему стимулирования и поощрения того, чтобы дети высказывали своё мнение, выполняли задания без страха допустить ошибку.
  11. Корректируйте деятельность ученика, уделяйте ему внимание, хвалите.
  12. Создайте атмосферу дружелюбия, комфорта во время деятельности.
  13. Организуйте преодолимые трудности при поиске решения задачи, которые приведут к успешному результату.
  14. Выстраивайте доверительные отношения между учениками и учителем, толерантно относитесь к разным познавательным возможностям школьников.
  15. Постоянно развивайтесь сами.

Внеурочная деятельность – это не только рациональная организация свободного времени школьников, но и направление их к творческой самореализации в комфортной среде. Кроме того, она призвана решить и более глобальную проблему – социализацию детей.

Материал подготовил(а):

Редакция издания Kinderie Daily

Kinderie Daily